VerveEarth

Альбом: Рабочий стол

информация плюс


Поиск по всему тексту наших книг
Школа НКО профессиональная поддержка гражданских инициативAdd to Technorati Favorites
Новости дня
Читать целиком

Михаил Шемякин представил в Петербурге выставку "Шар в искусстве"

Футбольный мяч, мыльный пузырь и глобус очень заинтересовали художника Михаила Шемякина. На этот раз потому, что они круглые. Мастер представил в Петербурге результат своих многолетних исследований на тему "Шар в искусстве".

культурные программы, научные исследования, выставки, перформансы, концерты, презентации, основы анимации изображений, мультфильмы, детское и школьное творчество, медиа технологии для обмена, фотографии, звук, видео, танец, драматические постановки, рассказы, кукольный театр, органическое образовательное пространство микрокосмоса...

вторник, 25 ноября 2008 г.

«Мистический театр Михаила Шемякина»

КУЛЬТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Рецензия Татьяны Антипьевой на выставку работ художника М.Шемякина в Красноярском культурно-музейном комплексе

Таинственный кокон Шемякина

Выставка работ художника Михаила Шемякина производит сильное впечатление. Из головы не выходит один вопрос: что таит в себе кокон, размноженный маэстро в множестве копий?
Художник творит уже больше сорока лет, правда, большую часть времени – за рубежом. В России Михаил Шемякин известен неоднозначными проектами – как памятник детям, жертвам пороков взрослых, установленный в Москве несколько лет назад. Композиция, в центре которой дети, беззащитные перед наступающими на них 13-ю пороками, вызвала большой резонанс. Психологи и разные общественные деятели активно критиковали ее в СМИ, а в народе скульптуру прозвали просто «памятник порокам». В общем, композиция, которая, по задумке, должна была стать подарком москвичам на День города, пришлась им не по душе.

Экспозиция «Мистический театр Михаила Шемякина» в Красноярском музейно-выставочном комплексе составлена из работ разных лет и жанров. Она предполагает не только созерцание – зритель может послушать Высоцкого в наушниках, в той части выставки, где представлены рисунки Шемякина к стихам его друга, бунтаря-поэта. Или посмотреть фильм, в котором художник рассказывает о собственном творческом процессе.

Ни полные едкой сатиры эскизы к стихам Высоцкого, ни забавные «Шутейные сцены, рожденные из капель воды», ни наброски костюмов и декораций к спектаклям, ни графические этюды, ни колоритные скульптурки персонажей «Щелкунчика» не оставляют такой смуты в сердце, как Шемякинские коконы.

Серии работ, выполненных в смешанной технике, отведен целый зал. Тут, в основном, коконы и сосуды. Последним просто дивишься. Греческие амфоры, китайская фигурно-фигуристая ваза, кувшины, - все они, за счет применения рыхлой глины, формируют рельефное изображение.

Эти работы вызывают особый интерес, потому что созданы не по заказу. Эскизы костюмов и декораций, безусловно, тоже любопытны, но по-другому. Это особые миры сказочных крыс, обитателей подводного царства, тоже плод экспрессивной фантазии художника…
Но коконы и сосуды – плод другого рода. Искусство, идущее изнутри.
Именно из-за их непроизвольности так хочется понять, что они значат. Первая мысль, когда видишь гигантский, сделанный будто бы из бетона, кокон, на вершине лестницы к следующему Шемякинскому залу, - что это вагина. Поклонникам Фрейда есть над чем поразмыслить. Огромные гротескные носы крыс из «Щелкунчика», вытянутые линии, которыми он рисует людей в иллюстрациях к песням Высоцкого, наводят на мысли о неудовлетворенности мужского начала. Кокон высотой около двух с половиной метров сперва подталкивает к идее о двойственности – начале женском.
Но этикетка твердит, что это, вообще-то, кокон, и видишь его во множестве копий в работах смешанной техники, невольно задумываешься о другом. Если Шемякин так старался найти идеальный вариант кокона, значит, его этот образ вдохновляет куда больше остальных? Но что он означает для самого маэстро? Кокон, если вспомнить, символизирует начало. Из него рождается личинка бабочки, нечто прекрасное. Кокон – всегда неведомое. Какой будет бабочка, думаешь при взгляде на него? Яркой окраски, легкой и радостной, вероятно.

Но – тут же ошарашивает эта мысль – кокон может таить и что-то отвратительное, мерзостное… Ведь не задано, что кокон художника – непременно кокон, из которого вылупится бабочка. Он может стать началом для Великого Зла. Всепоглощающего и огромного. Беспринципного и разрушающего. Эта двуликость творения Михаила Шемякина поначалу пугает.

И лишь ночью, утрамбовавшись, впечатления от выставки выталкивают наружу, из всего яркого калейдоскопа, один сюжет. Это расположение картин, единственных из всех работ смешанной техники, выполненных в алом цвете. Два кокона и сердце. Два алых начала и жизненно важный человеческий орган. Они разместились рядом, и, на мой взгляд, дают ключ к пониманию загадочных коконов. Кокон, по Шемякину, что сердце. В нем и начало, дающее жизнь, и пульсация, и страсть, и сила. Кокон – сердце!

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
Архитектура сетчатых оболочек, подвесные дома будущего